Пресса / Press

Фотоотчет о открытии персональной выставки художника Бориса Клементьева  смотрите на сайте 

Газеты Московский комсомолец.  http://www.mk.ru/photo/culture/6046-quotkrasochnyie-simfoniiquot-borisa-klementeva.html?page=2&img_id=94412#photo

Иван Иванович Магер

В традициях высокого реализма

О московском художнике Борисе Дмитриевиче Клементьеве

Член Союза художников России Б. Д. Клементьев родился в 1972 году в Москве. В 1997-м окончил мастерскую исторической картины Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ). Творчество Бориса Дмитриевича привлекает тем, что сегодня, во времена засилья так называемого авангарда во всех сферах искусства, он в числе других мастеров, исповедующих русскую классическую живописную традицию, настойчиво следует канонам высокого реализма, стремясь по-своему отра­зить вечные темы Истины, Добра и Красоты. Нельзя не отметить в данной связи прежде всего проникновенное полотно «Исповедь» (1997). О многом говорит тот факт, что на картине таинство совершает известнейший старец - духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), само обращение к фигуре которого является знаменательным. Другой работой автора того же периода стала проникнутая аналогичным настроением картина «К источнику» (1996), где изображена дорога, ведущая к источнику преподобного Серафима Саровского близ Дивеевского монастыря.
Борис Клементьев много работает в жанре портрета. Портретист он поистине от Бога - проницательный, глубокий, умеющий вы­явить в своих персонажах и мастерски передать на полотне то, что принято называть внут­ренним миром человека: одухотворенность мысли и чувства, напряженную работу души. Мы видим это и в девушке, стоящей у старинной ограды на фоне храма («К заутрене»), и в девочке, глядящей на нас выразительными, уже многое пережившими и понимающими глазами («Варенька»), и в мальчике - будущем защитнике отечества, держащем в руке пока игрушечный пистолет («Юный герой»). Не так давно Борис Дмит­риевич создал серию портретов выдающихся государственных и военных деятелей России для интерьеров нового комплекса МГУ - А. Х. Бенкендорфа, П. А. Столыпина, С. Ю. Витте, Е. Р. Дашковой, И. И. Шувалова, А. П. Ермолова и других.
Одна из самых любимых Клементьевым эпох русской истории - конец XIX столетия. Он способен заставить «звучать» дух того времени даже в натюрмортах, которые тем самым можно назвать «историческими», словно относя их к некоему особому жанру («Эхо минувшего», «Серебряный век»).
От созерцания некоторых пейзажей художника в буквальном смысле захватывает дух - столько в них прикосновенно ощутимого света, воздуха, простора («Солнечное поле).
С 1994 года Б. Д. Клементьев постоянно участ­вует в выставках, в том числе и персональных. Перечислить все просто невозможно. Назовем здесь только некоторые площадки: кроме престижных галерей и выс­тавочных залов, это Центр международной торговли в Москве, Российская Торгово-промышленная палата, Дом Правительства и Государственная дума Российской Федерации, Московская городская дума... Обширна также его зарубежная «выставочная география»: Италия, Франция, Англия, Испания, Португалия, США. Работы художника находятся в собраниях РАЖВиЗ, Мос­ковской Патриархии, резиденции Президента РФ, Государственной думы РФ, а также приобретены многими российскими и зарубежными коллекционерами.

К заутрене. Холст, масло. 1999 год

Варенька. Холст, масло. 1998 год

Юный герой. Холст, масло. 2000 год

Сирия. Храм Симеона Столпника. Холст, масло. 1998 год

Серебряный век. Холст, масло. 1998 год

Солнечное поле. Холст, масло. 1993 год

Дорожка в Ливадии. Холст, масло. 1997 год

Полевые цветы  на солнце. Холст, масло.  1998 год

К источнику. Холст, масло.  1996 год

Эхо минувшего. Холст, масло. 1998 год

Российские цветы. Холст, масло. 1997 год

Публикация "Московский журнал"


Русская линия

 

Русский дом, №8. Оглавление


Галерея

ЛАД ЖИЗНИ

П.Б. Ермолов

научный сотрудник НИИ истории и теории изобразительных искусств РАХ

Настоящее искусство всегда религиозно.

Патриарх московский и всея Руси Алексий II

Борис Дмитриевич Клементьев прошел серьезную школу реалистической живописи. Первые навыки профессионального мастерства он приобрел, учась в Московской средней художественной школе при МГХИ им. В.И. Сурикова (класс Н. Н. Березной, В. В. Воронина). 
Окончательное формирование Бориса Клементьева как художника совершилось в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, основателем и ректором которой является И. С. Глазунов. Академия дала прочное классическое образование. Дипломная работа "Исповедь", исполненная под руководством профессора И. С. Глазунова в 1997 году, демонстрирует нам не только прекрасное техническое мастерство и владение секретами классической живописи, но ориентацию на традиционные принципы православной цивилизации.
В пейзажном творчестве художник развивает традиции русской пейзажной школы второй половины XIX века. Наследие гениев русского пейзажа, прежде всего таких, как И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, послужило для мастера отправной точкой в его с собственном оригинальном искусстве пейзажа. Художника волнует проблема передачи настроения, изысканного состояния природы, пробуждающие в человеке глубокие душевные переживания. Мастер пытается создавать такие произведения, в которых бы как в капле воды отражались загадки мироздания. "Пейзаж, как музыка, должен задавать лад жизни", - считает Б. Д. Клементьев. Своеобразные натюрморты художника сочетают в себе поистине классическую простоту с изяществом и богатством живописи. Тонкое чувство прекрасного помогает мастеру отвлечь нас от суеты и научить ценить внутреннюю красоту Божьего мира. Каждый натюрморт Бориса Клементьева решен как цельный образ.
Талант Б.Д. Клементьева многогранен. Важное место в творчестве мастера занимает портрет. Своеобразие и неповторимость каждого человека передается здесь при помощи блестящей живописи. Художник стремится отразить не только внешнее сходство, но дать полный образ человека, в котором внутренний мир проявляется во внешнем облике. Особым вниманием художника пользуются образы детей. Их непосредственность, искренность дают богатый материал художнику, исследующему становление человека.
Нельзя не упомянуть, что Б.Д. Клементьев работает также в технике пастели. В силу своей трудоемкости и сложности эта техника всегда была мало распространена, тем более немного мастеров, блестяще овладевших ее секретами. Пастельные портреты Клементьева выразительны и живописны, исполнены мягкости и теплоты, присущей этой технике. Мастер создает прекрасные образы, умело соединяя точность линии, графичность и красочность.
Творчество Б.Д. Клементьева доступно, адресовано всем людям, ориентирующимся на вечные ценности. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что труд этого художника является достойным вкладом в развитие русского национального реалистического искусства - искусства ради чело
века.

Галерея работ